Сюжетно-ролевые игры в детском саду

Сюжетно-ролевые игры – именно так взрослые называют любимые развлечения ребенка, в которых нет предела детской фантазии. Сюжеты для своих игр малыши берут из нашей обыденной и прозаичной жизни, которая представляется ребенку очень увлекательной и интересной. Погруженные в повседневные дела родители замечают, как маленькая дочка готовит еду для любимой куклы Маши, укладывает спать мишку и выгуливает домашнего любимца совсем так, как это делает папа.

Со временем расширяется кругозор малыша, ребенок больше узнает об окружающем мире – меняется и содержание ролевых игр. Малышка уже не просто укладывает куклу, но читает ей на ночь любимую сказку, а поход к врачу с больным мишкой начинается с уговоров, ребенок успокаивает и даже воспитывает непослушную игрушку. В игре дети повторяют взаимоотношения и события, свидетелями которых они становятся в реальной жизни.

Сюжетно-ролевая игра как этап в развитии ребенка

Почему сюжетно-ролевые игры так важны в развитии крохи? Дело в том, что маленькие дети не проводят четкой границы между реальностью и игрой, поэтому в игре малыш становится реальным участником хоть и выдуманных взаимоотношений окружающей действительности. Таким образом малыш получает очень важный жизненный опыт, значение которого сложно переоценить.

Естественную потребность ребенка в сюжетно-ролевой игре сегодня широко используют в различных воспитательных программах и детских садах. Вы не сможете заставить кроху учить правила, делать уроки и слушать пространные объяснения. Единственно возможный способ развивать малыша – научиться играть с ним, но по вашим правилам.

Игра по правилам взрослых

Научить ребенка играть? Любая мама знает, как сложно уговорить непоседу сложить игрушки, но играть правильно и получать максимальную пользу от игры ребенку должен помочь взрослый. В детских садах сюжетно-ролевые игры стали весомой частью учебно-воспитательных программ.

То, какими будут правила игры, во многом зависит от возраста ребенка: в младшей детсадовской группе двух-трехлетние малыши только учатся переносить в игру отдельные события и отношения действительности. Другое дело пятилетние дети – в этом возрасте малыши лучше входят в роль, воспитателю остается лишь научить ребенка находить и разворачивать сюжеты, которые строятся вокруг его образа.

Оказывается, доктор не только лечит больного мишку, уговаривая непослушную игрушку принять микстуру, но вступает во взаимоотношения с другими персонажами, к примеру, другим врачом или медсестрой, в роли которой может выступить не только воспитатель, но и любимый плюшевый заяц. Центральная роль, конечно же, принадлежит малышу – он главный герой любой «взрослой» истории.

Веселый автобус

Для развития мыслительных способностей малышей учат устанавливать по несколько ролевых связей. Ребенок вживается в центральный образ, к примеру, это может быть роль шофера, а воспитатель берет на себя дополнительные роли – в данном случае пассажиров, которые садятся и выходят из автобуса. В результате малыш получает возможность общения не с одним, а несколькими персонажами.

Дальше можно обыграть такую ситуацию: закончился бензин, шофер останавливает машину на заправке и вступает в диалог с бензозаправщиком. По дороге с водителем может случиться много интересных событий – эти приключения доставят малышу массу удовольствия и могут многому научить.

Чем старше дети, тем больше они предъявляют требований к совершенству образа и игрушек, которые участвуют в сюжетно-ролевой игре. В отличие от малышей, старшие дети сами распределяют роли и обсуждают правила игры, соблюдая при этом интересы всех играющих.

Тамила Халилова специально для www.yaselki.ru
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.yaselki.ru обязательна.
Комментарии

А не рано для яслей сюжетно-ролевые игры? Я понимаю, если речь идет о переходе (только о переходе) к основам сюжетно-ролевой игры. Но данный вид деятельности свойственен детям дошкольного возраста. В раннем детстве детки только манипулируют с игровыми предметами. Не следует опережать естественное развитие ребенка.

Добавить комментарий