Словарный запас ребёнка от года до трёх: возрастные нормы

По статистике, более 70% словарного запаса человека формируется в первые пять лет жизни. Названия предметов, бытовых понятий и явлений, действий и их характеристик дети усваивают в этом возрасте.

Мозг ребёнка каждый день и каждый час проделывает мощную аналитическую и синтетическую работу, запоминая, обрабатывая, раскладывая по полочкам богатства родного языка. Примерно к трём годам маленький человек может стать собеседником, умеющим рассказать, задать вопрос, элементарно аргументировать свою точку зрения.

Чтобы словарный запас расширялся, родители и близкие люди должны всячески поощрять желание говорить, поддерживать беседу, рассказывать, читать книги. Не нужно думать, что ребенок «ничего не понимает», поэтому не стоит с ним и беседовать. Кроха прекрасно слышит и внимательно слушает маму, папу, бабушек и дедушек, тётю в телевизоре, продавщицу в магазине, прохожих. Он накапливает информацию, осмысливает её, даже если пока ей не пользуется. Чем больше будет вербального опыта в жизни ребёнка от года до трёх, тем легче он освоит родную речь и тем богаче будет его словарный запас.

Речь годовалого ребёнка

В период от 12 до 18 месяцев маленький человек накапливает знания о предметах и явлениях, чтобы потом в какой-то момент начать их применять. Часто бывает так, что малыш резко становится «говорящим», буквально за несколько дней его словарный запас обогащается 10-20 словами.

Первыми зачастую кроха начинает использовать существительные, обозначающие людей и предметы вокруг него, элементарные наименования действий.

Что и кого может называть годовалый малыш?

  • Близких людей («мама», «папа», «баба», иногда имя брата, сестры, дяди или тёти).
  • Предметы и явления, доступные его пониманию. Часто ребёнок не в силах выговорить полное слово, поэтому он берёт из него слог или несколько слогов («ка» – каша, «ба» – банан и т. п.).
  • Звукоподражания («ава» – собака, «мя» – кошка, «ко» – курица, «жжж» – машина).
  • Элементарные глаголы, первым из которых пополняет словарный запас годовалых детей слово «дай».

Примерно до полутора лет ответ ребёнка на вопрос взрослого будет содержать в себе движения, которые восполняют недостаток вербальных возможностей. Это нормально, но стоит побуждать малыша к тому, чтобы он пробовал проговаривать свои и чужие действия.

Речь двухлетки

Примерно к двум с половиной годам жизни ребёнок начинает осваивать короткие фразы, то есть, совмещать два-три слова, составлять простейшие предложения, например: «Хочу пить!», «Дай мишку!». Свидетельством активного речевого, а значит, и умственного развития являются вопросы, например: «Где собачка?», «Какая?», «А это?».

Во время игры, ходьбы по улице или какой-то деятельности может наблюдаться речь, больше похожая на лепет и не обращённая ни к кому. Только родители могут вычленить из неё некоторые слова, которые понимают, так как находятся с малышом постоянно.

Примерно к двум годам начинает формироваться то, что можно отнести к реальной человеческой речи, то есть словарный запас крохи становится достаточным для вербальной коммуникации со взрослыми. Чаще всего до этого периода фраза, которую ребёнок хочет донести до мамы, папы или бабушки сочетает в себе слова, мимику и жесты. Только накопив материал в своём активном и пассивном словаре, малыш начинает применять его, постоянно вступая в диалог со взрослым и совершенствуя навыки общения.

Особенности речевого развития от двух до трёх лет

Словарный запас двухлетки составляет от 200 до 400 слов. На протяжении третьего и четвёртого года жизни он может увеличиться и в три, и в пять раз. Постоянно вступая в диалоги, маленький человек совершенствует речевые конструкции, усложняет их, добавляя к названиям предметов и действий их признаки, характеристики. Примерно к 3,5 годам он может заметить неправильное произношение слова у своего сверстника, у ребёнка помладше, а потом и у себя самого.

Речь постоянно сопровождает игру, как ведущую деятельность всего дошкольного периода. Играя, кроха может комментировать свои или воображаемые действия кукол, машинок, иногда даже карандашей, пуговиц и т. п.

Огромную роль в формировании свободной и правильной речи ребёнка играет чтение. Он вполне способен воспроизводить диалоги и стихотворные отрывки из любимых сказок, иногда включая их в свои игры. Чем больше родители читают чаду, чем больше общаются с ним, объясняя увиденные предметы и явления, отвечая на бесконечные вопросы, тем богаче будет словарный запас малыша.

Все приведённые выше параметры – это усреднённая норма. На практике большинство детей несколько запаздывают в речевом развитии. Многие родители жалуются на то, что в 2-2,5 года сын или дочка вообще ничего не говорит, либо произносит односложные фразы, отрывки слов, звуки.

Это не патология, в большинстве случаев речь придёт. К 5-6 годам ребёнок будет говорить как сверстники. Однако родителям стоит не просто больше общаться с малышом, но и вызывать его на общение. Например, мама знает, что значит определённый звук, чего хочет чадо. Но она может методично, ежедневно, повторяя нужное слово, мягко подводить его к необходимости вербальной просьбы. Терпение, последовательность и настойчивость обязательно приведут к желанной цели.

Мария Минаева специально для www.yaselki.ru
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.yaselki.ru обязательна.
Добавить комментарий